Изучение современных форм труда как социального, экологического и психологического явления.
Обобщенная психологическая теория деятельности.
Морфология, аксиология, праксиология и онтология деятельности.
Этапы структурно-алгоритмического анализа деятельности.
Надежность профессиональной деятельности.
Психологические механизмы надежности.
Вся трудовая деятельность делится на физический, умственный и смешанный труд.
Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы, обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью напряжения физических сил и потребностью в длительном отдыхе (до 50% рабочего времени).
Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия.
В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.
Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат.
Механизированные формы труда.
Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.
В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.
Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряжённость.
Физиологическая особенность автоматизированных форм труда - это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.
Групповые формы труда - конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотонней работа и проще ее содержание.
Монотония - одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в прежде временной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.
Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различают две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях и речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его - учёные, врачи, учителя, писатели, артистом, художники и др.
Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны.
Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящего к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно сосудистой патологии у лиц умственного труда.
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжение сенсорного аппарата, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план функции управления и контроля за работой технологических линий процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенное нервно-эмоциональной напряженностью.
Управленческий труд - труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что превышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Труд учащихся и студентов - это напряжение основных психических функций, и как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты).
Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.).
Затраты энергии меняются и в зависимости от рабочей позы.
Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.
Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, при физическом труде, и эмоциональным - при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.
Физическая тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.
Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы.
Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект.
Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).
Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.
Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.
Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.
В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи „Принцип творческой самодеятельности“, написанной в 1922 г. и в окончательном виде оформившейся в 1930–е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать „внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания „внешней“ практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.
«Деятельность - вид активности, а именно, функциональное системное образование, включающее совокупности процессов и действий, направленных на приспособление к среде и (или) преобразование ее, имеющее решающее значение для существования и развития человека, общества». Изучением деятельности занимались многие российские психологи, среди которых С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Е.А.Климов, В.Д.Шадриков, Г.В.Суходольский, Г.М.Зараковский, В.И.Медведев, Е.М.Иванова, А.Г.Асмолов и др.
Отечественные психологи дают разные определения деятельности, но в основе каждого лежит понятие активности. С.Л.Рубинштейн определял деятельность как "конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер".
А.Н.Леонтьев считал, что "деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие".
В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков утверждают, что на разных этапах профессионализации эффективность деятельности определяется различными функциональными психологическими системами, начиная с общих процессов, обеспечивающих формирование элементарных навыков и умений, и, кончая персонофицированными способностями, необходимыми для реализации адекватного поведения в сложных ситуациях.
По мнению Г.В.Суходольского "деятельность есть целесообразная жизнедеятельность, свойственная высокоорганизованным животным и людям (человеческая деятельность)". Главными особенностями трудовой деятельности, характеризующейся сознательностью, являются целесообразный производительный характер и производительное "расходование" ресурсов человеческого организма.
Отличие профессиональной деятельности, по мнению Г.В.Суходольского, заключается в необходимости овладения субъектом специальными теоретическоми знаниями, приобретение им практических навыков в результате накопления опыта.
К.М.Гуревич указывает, что для "...всякого дееспособного члена общества его профессиональный труд есть способ его участия в общественном труде. В своем труде он реализует свои физические и психические возможности и способности, находит им творческое применение, и это приносит ему творческое удовлетворение"
Каждая деятельность, по мнению А.В.Филиппова, В.К.Липинского, В.Н.Князева, представляет собой совокупность действий, объединенных единой целью. Она характеризуется постановкой задачи, планированием работы, выбором наиболее целесообразных ее приемов, проверкой результатов, исправлением ошибок.
Большое внимание российские психологи уделяют ценностным, личностным и социальным факторам в системе "человек-профессия". Е.А.Климов уделяет внимание анализу заложенных в психологической структуре трудовой деятельности личностных смыслов и связанных с ними возможностей реализации в труде ценностных ориентации.
Д.Н. Завалишина считает, что значительную роль в формировании профессиональных стереотипов играют когнитивные регуляторы.
Существуют несколько подходов к анализу профессиональной деятельности, её структуре и методам проектирования деятельности. Один из основателей системного подхода в инженерной психологии Б.Ф.Ломов, рассматривая систему «человек-машина» (СЧМ), относил данную СЧМ к классу целеустремленных систем. В эти системы включено функционирование человека, который ставит цели, определяет задачи и средства их решения, т.е. исходным пунктом анализа СЧМ с позиции системного подхода становится целесообразная деятельность человека. Выделяются ряд основных «образующих» системы деятельности - это мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действия.
«Свернутая» общая психологическая структура деятельности имеет вид: потребности — мотивы — цели - выбор способа деятельности - действия — результат — корреция результата. Данная схема является основой для анализа профессиональной деятельности.
Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву имеет иерархические строение. Она состоит из нескольких уровней:
- самый низкий уровень - это уровень психофизиологических функций;
- уровень операций;
- уровень действий;
- самый высокий уровень - уровень особых видов деятельности.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Праксиология (греч. деятельный) - область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности. Основана польским ученым Т. Котарбиньским. Праксиология является одним из методов современных социологических исследований. Существо этого метода заключается в практическом (и историческом) исследовании и характеристике различных трудовых навыков и приемов, выявлении их элементов и составлении на этой основе различных рекомендаций практического характера. Праксиология занимается историей указанных категорий, а также конкретными исследованиями труда коллективов, анализом форм организация труда, его специализации, субъектными (значительно реже и объективными) факторами изменения организации и степени эффективности труда. Праксиология изучает взаимодействие индивидов, а также индивида и коллектива в процессе производства.Онтология — это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы. Обычно такая схема состоит из иерархической структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области. Этот термин в информатике является производным от древнего философского понятия «онтология».
С точки зрения психологической теории деятельности Г.В. Суходольского основными аспектами психологических воззрений на деятельность являются:
- субъект деятельности;
- морфология деятельности;
- мотивация и функции деятельности;
- динамика деятельности;
- разнообразие деятельности.
Проанализируем деятельность профессионального пользователя ПК (в частности деятельность разработчиков прикладных программ, хотя многие стороны анализа соответствуют и деятельности других профессиональных пользователей) с точки зрения концепции Г.В.Суходольского.
Соответственно субъектом деятельности является профессиональный пользователь ПК (индивидуум: специалист), так как в субъективно-объективных отношениях субъекты — это действующие люди; способ рассмотрения деятельности — отдельный; число деятельностей - одна. Орудием деятельности профессионального пользователя ПК является персональный компьютер, к предметам можно отнести разичные программные и прикладные средства, пакеты, операционные системы, сетевые средства и другие, обеспечивающие решение профессиональных задач.
Деятельность профессионального пользователя ПК может быть связана с решением как индивидуальных задач (индивидуальный способ посильный отдельному специалисту), так и коллективных задач (примером являются задачи, решаемые системные пользователи (ИТ-менеджеры)). Решение профессиональных задач следует трактовать и как процесс (способ), и как результат. Объекты (прикладные средства и программные обеспечения) реагируют на действия профессионального пользователя как предусмотренным, так и непридусмотренным образом. Под влиянием пользователя объекты воздействуют на разработчика, вызывая его реакцию, при этом возникают человеко-технические взаимодействия.
По мнению Г.В.Суходольского существуют два плана изображения составов деятельности: внешний план и внутренний план. Если рассматривать и изучать конкретную деятельность во внешнем плане, мы оказываемся в позиции наблюдателя, т.к. во внешнем плане деятельности представляются как внешние, непсихические, материальные в качестве объектов природы и познания. Во внутреннем плане деятельность профессионального пользователя ПК представляется как идеальная, психическая, существующая в виде "живой чувственной ткани" носителя знаний и умений.
Алгебраическая система состава деятельности включает:
объекты (предметы, орудия, результаты, цели пользователя, действия, образы),
операции (над объектами, операциями, оценками),
оценки (соответствия результатов, полезности действий). Уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками (в нашем случае - это ввод данных с клавиатуры).
В системологии под структурой деятельности понимается отношение или совокупность отношений на множестве элементов системы. В деятельности профессионального пользователя ПК из простых структур играет определенную роль логические структуры, а из сложных структур - вероятностные алгоритмы. Примером логической структуры - логическая схема алгоритма; примером вероятностного алгоритма - является программа решения задачи несколькими возможными способами.
Аксиология деятельности включает следующие понятие:
потребности,
направленность,
мотивы,
цели,
результаты,
оценки.
Интерес к новым разработкам (исследованиям) в области программного обеспечения приводит к возникновению потребности у профессионального пользователя ПК изучать, разрабатывать программные продукты. При этом накладываются потребности неспецифического типа - зарабатывать (материальные потребности) и др. Но все эти потребности определяются общественными потребностями.
Для возникновения целенаправленной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить данную потребность. Осознанная потребность становится мотивов. Если мотив относится к потребности (разработать новый программный продукт), побуждающей к деятельности, то цель - к предмету (программное обеспечение, системы, средства и т.д.), на который деятельность направлена и, который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в программный продукт. Цель, представляющая субъективно-предвидимые конкретные полезные результаты деятельности, формируется самим индивидуумом (в нашем случае профессиональным пользователем ПК).
Совокупность конкретных полезных результатов,
во-первых, реализует функции - это продукция (программные продукты),
во-вторых, - это квалификация пользователя (знания, умения, навыки).
Умение ставить и достигать профессиональными способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности отличает профессионального пользователя от непрофессионала. Результаты деятельности бывают полезные (ценности), вредные (антиценности), объективные, субъективно-предвидимые. В деятельности профессионального пользователя субъективно-предвидимым результатом является антицель (предвидимый конкретно вредный результат).
Пример: "не стереть еще нужные результаты промежуточных действий". Борьба мотивов обеспечивает выбор между целями и антицелями. С позиции аксиологии деятельности имеем: во внешнем плане - функции и результаты, выражающие общественные потребности; во внутреннем плане - личные потребности, мотивы, цели.
Праксиология деятельности включает науку о работе, в которой развивается и человек, и сама работа. По мнению Г.В.Суходольского, с позиции психологии труда «механизм саморазвития деятельности» - это рационализаторство и изобретательство как высшее проявление творчества в трудовой деятельности. Новацией в деятельности профессионального пользователя ПК - это новое, порожденное творческим актом (программный продукт), в отношении индивидуальной рационализации - это формирование профессиональных умений профессионального пользователя. Степень отличия нового программного продукта от старого определяет степень новизны (разработка новых версий одного программного и системного обеспечения).
Онтогенез в праксиологии деятельности — есть развитие профессионального пользователя и развитие самой деятельности индивидуальным вкладом специалиста. Онтогенез профессионала - процесс приобретения квалификации профессионального пользователя, при этом большие перерывы